ЗАО "МЕТРОТРАНССТРОЙ" против ИФНС № 21 по г. Москве

АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, дом 17

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва    ДЕЛО № А40-5679/12  29 мая 2012 г.

    Резолютивная часть решения объявлена 22.05.2012 года. Решение в полном объеме изготовлено 9.05.2012 года.

Арбитражный суд в составе Председательствующего судьи: Л.А. Шевелёвой.

При ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.А. Седовым рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «МЕТРОТРАНССТРОЙ», зарегистрированного государственным учреждением Московской регистрационной палатой 15.06.2011 г. за основным государственным регистрационным номером: 1037739230286 с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика: 7701245080 и расположенного по адресу: ул. Юных Ленинцев, д. 59, корп. 1, г. Москва, 109462 к Инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве, зарегистрированной межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве 23.12.2004 г. за основным государственным регистрационным номером: 1047721035141 с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика: 7721049904 и расположенной по адресу: 1-я Новокузьминская ул., д. 5, г. Москва, 109377 о признании недействительным Требования № 18173 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.08.2011 г. и Решения № 8989 от 16.09.2011 г. «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках». с участием представителей:
от Заявителя — Левин Е.А. (дов. б/н от 24.10.2011 г.), Белянова И.Е. (дов. б/н от 20.03.2012
г.); от Заинтересованного лица — Григорова Е.Н. (дов. № 17 от 01.08.2011 г.).

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «МЕТРОТРАНССТРОЙ», зарегистрированное государственным учреждением Московской регистрационной палатой 15.06.2011 г. за основным государственным регистрационным номером: 1037739230286 с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика: 7701245080 и расположенное по адресу: ул. Юных Ленинцев, д. 59, корп. 1 (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы и просит (с учётом уточнения формулировки заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ) признать недействительным как не соответствующим Налоговому кодексу РФ вынесенные инспекцией Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве, зарегистрированной межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве 23.12.2004 г. за основным государственным регистрационным номером: 1047721035141 с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика: 7721049904 и расположенной по адресу: 1-я Новокузьминская ул., д. 5, г. Москва, 109377, Требование № 18173 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.08.2011 г. и Решение № 8989 от 16.09.2011 г. «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента -организации, индивидуального предпринимателя в банках».
Заинтересованное лицо возразило против удовлетворения требования заявителя по мотивам отзыва № 02-17/ от 17.01.2012 г. (т. 1, л.д. 80-82), дополнений к отзыву № 02-17/б/н от 29.03.2012 г. (т. 2, л.д. 34-35) и дополнений к отзыву № 02-17/б/н от 22.05.2012 г.
Выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику было направлено Требование № 18173 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.08.2011 г. (т. 1, л.д. 52).
При этом из оспариваемого требования видно, что в нём указано, что у заявителя имеется задолженность в общей сумме 564 432,78 руб., в то время, как в его описательной части было указано о наличии задолженности по недоимки и пени в сумме 387 236,95 руб.
Одновременно, в оспариваемом требовании налогового не указаны основания взимания недоимки и пени, период образования недоимки, а также не указаны периоды, за которые начисляются пени, и ставка пени. Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях для взимания налога и ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налого-плательщика уплатить налог.
В Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что требование об уплате пеней должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней. Заинтересованным лицом также вынесено Решение № 8989 от 16.09.2011 г. «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках» (т. 1, л.д. 53), которым постановлено взыскать с заявителя 387 236,95 руб.
Суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и находит их подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств. Так, по налогу на имущество организаций по имущество, не входящего в Единую систему газоснабжения,  заинтересованное лицо указывает,  что у заявителя имеется недоимка в размере 25 114,00 руб. и пени в размере 18 207,44 руб. Согласно материалам дела налоговая база по данному налогу отсутствовала, в связи с чем, декларация за 1, 2, 3 кварталы 2011 г. не представлялась. По данным налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) за 2006 г. (т. 1, л.д. 144-148), следовательно сумма налога за налоговый период составляет 7 202,00 руб. (строка 190 страница 5). Сумма авансовых платежей, исчисленная за предыдущие отчетные периоды составляет 11 48б,00 руб. (строка 210 страница 5), оплата которых подтверждается платежными поручениями № 73 от 25.04.2006 г. на сумму 5 805,00 руб. (т. 1, л.д. 149), № 99 от 24.07.2006 г. на сумму в 3 340,00 руб. (т. 1, л.д. 150), № 116 от 11.10.2006 г. на сумму 2 341,00 руб. (т. 2, л.д. 1). Следовательно, сумма налога исчисленная к уменьшению составляет 4 284,00 рубля (строка 040 страница 3). Таким образом следует вывод, что у общества по данному налогу имеется переплата в размере 4 284,00 руб., а за предыдущие периоды, недоимка отсутствует. В обоснование выставления оспариваемого требования и вынесения оспариваемого решения заинтересованное лицо указывает, что у заявителя имеется недоимка по, пени и штрафы по взносам в ПФР — 49 092,00 руб. (недоимка) и 176 327,27 руб. (пени), недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС — 884,64 руб. (недоимка) и 2 240,44 руб. (пени), недоимка, пени и штрафы по взносам в ТФОМС — 16 955,39 руб. (недоимка) и 40 003,29 руб. (пени), а также недоимка, пени и штрафы по взнос, в государственный фонд занятости населения РФ, средства фонда, возвр. Организациями — 19 878,70 руб. (недоимка) и 35 614,01 руб. (пени). Согласно материалам дела, задолженность по уплате страховых взносов ПФР, ФФОМС, ТФОМС за период за 1, 2 кварталы 2011 г. отсутствует у заявителя. По расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ по форме РСВ-1 ПФР (т. 2, л.д. 2-9) за 1 квартал 2011г. начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть - 41 760,00 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть - 360,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование ФФОМС - 5 022,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование ТФОМС - 3 240,00 руб. и за 2 квартал 2011 г. начислено: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть - 86 447,00 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть -821 ,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование ФФОМС -10 405,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование ТФОМС - 6 713,00 руб. Уплата взносов в Пенсионный фонд подтверждается следующими платёжными документами: платежное поручение № 283 от 15.09.2011 г. на сумму в 128 207,23 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии (т. 2, л.д. 28), платежное поручение № 348 от 01.12.2011 г. на сумму 4 661,14 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии (т. 2, л.д. 29), платежное поручение № 284 от 15.09.2011г. на сумму 15 427,08 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС (т. 2, л.д. 30), платежное поручение № 285 от 15.09.2011г. на сумму 9 952,95 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ТФОМС (т. 2, л.д. 31); Таким образом, следует вывод, что у общества отсутствует задолженность по уплате страховых взносов ПФР, ФФОМС, ТФОМС, что также подтверждает Справка № 27 от 30.03.2012 г. (т. 2, л.д. 32). Вместе с тем, из материалов дела и пояснениям заявителя следует, что по, уплаченным до 01.01.2001 г. в ПФР, ФОМС, ТФОМС, страховые взносы в Фонды уплачивались на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда РФ», которое утратило силу с 01.01.2001 г. (Федеральный закон № 118-ФЗ от 05.08.2000 г.). В соответствии со ст. 9 федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Позднее ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», определено, что недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 г. включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона. Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 г. (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона. Таким образом, определены полномочия Федеральной налоговой службы как главного администратора доходов бюджета Фондов за период с 2001 года по 2009 год включительно.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора и прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора или с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. В силу статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (пункт 2 статьи 45 НК РФ). Согласно установленному порядку, на первом этапе налогоплательщику направляется требование об уплате налога, далее - в случае неисполнения требования в указанный срок -принимается решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах в банке, а при их недостаточности или отсутствии - за счет иного имущества. При нарушении налоговым органом срока принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств (имущества) налоговый орган имеет право обратиться в суд.
Все указанные этапы последовательны и имеют давностные пределы.
В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Осуществляя постоянный контроль выполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога, налоговый орган обязан своевременно выявлять образовавшуюся задолженность и принимать меры к ее взысканию. Сроки уплаты налога предусмотрены законодательством, поэтому невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков, если обязанность задекларирована (отражена в налоговой декларации), или по завершении налоговой проверки (если по ее результатам выявляется нарушение налогового законодательства). Одновременно из материалов дела следует, что за последний отчетный период (2011 г.) у налогоплательщика отсутствовала задолженность по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в единую систему газоснабжения и страховым взносам в Фонды, следовательно, задолженность (администрируемая налоговым органом) могла образоваться только до 2009 г. Таким образом, следует вывод, что срок на судебное взыскание налоговым органом указанных сумм истек, пропуск срока (с 2009 г.) составил более трёх лет.
При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о том, что требования заявителя являются правомерными, документально подтверждёнными, а следовательно подлежат удовлетворению судом. В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.27 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако названная статья, гл.д. 25.3 НК РФ и ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а так же о признании утратившими силу отдельных законодательных   актов   РФ»   от   02.11.04   №   127-ФЗ,   не   содержат   положений, предусматривающих освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде в качестве ответчиков. На основании изложенных обстоятельств и в соответствии с п. 2, п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 117 от 13.03.2007 г. «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ», расходы по госпошлине распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в полном объеме. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 4 000,00 руб. подлежит возврату заявителю.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 110, 167-170, 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными, как не соответствующими Налоговому кодексу РФ принятые инспекцией Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве, зарегистрированной межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве 23.12.2004 г. за основным государственным регистрационным номером: 1047721035141 с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика: 7721049904 и расположенной по адресу: 1-я Новокузьминская ул., д. 5, г. Москва, 109377 в отношении закрытого акционерного общества «МЕТРОТРАНССТРОЙ», зарегистрированного государственным учреждением Московской регистрационной палатой 15.06.2011 г. за основным государственным регистрационным номером: 1037739230286 с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика: 7701245080 и расположенного по адресу: ул. Юных Ленинцев, д. 59, корп. 1. г. Москва, 109462, Требование № 18173 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.08.2011 г. и Решение № 8989 от 16.09.2011 г. «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) -организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках». Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве, зарегистрированной межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве 23.12.2004 г. за основным государственным регистрационным номером: 1047721035141 с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика: 7721049904 и расположенной по адресу: 1-я Новокузьминская ул., д. 5, г. Москва, 109377 в пользу закрытого акционерного общества «МЕТРОТРАНССТРОЙ», зарегистрированного государственным учреждением Московской регистрационной палатой 15.06.2011 г. за основным государственным регистрационным номером: 1037739230286 с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика: 7701245080 и расположенного по адресу: ул. Юных Ленинцев, д. 59, корп. 1. г. Москва, 109462, 4 000 (четыре тысячи) рублей расходов по государственной пошлине. Возвратить закрытому акционерному обществу «МЕТРОТРАНССТРОЙ», зарегистрированному государственным учреждением Московской регистрационной палатой 15.06.2011 г. за основным государственным регистрационным номером: 1037739230286 с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика: 7701245080 и расположенному по адресу: ул. Юных Ленинцев, д. 59, корп. 1. г. Москва, 109462 из федерального бюджета 4 000,00 руб. (четыре тысячи рублей) излишне уплаченной государственной пошлины. Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия. Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд. Вступившее в законную силу решение суда арбитражного суда может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в интернете. В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить в интернете на соответствующем сайте Девятого арбитражного апелляционного суда или Федерального арбитражного суда Московского округа.

Судья:
Л.А. Шевелёва