Трудовое право: вопрос-ответ

Какой термин правильнее использовать (при оформлении приказов и бухгалтерских документов) при выплате зарплаты за первую половину отработанного месяца: «аванс» или «заработная плата»?

На наш взгляд, правильнее говорить и писать в документах – «заработная плата». Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.

Заметьте, что в кодексе речь идет о зарплате за полмесяца, а не об авансе. Это если буквально понимать закон. В этой связи впору и в трудовых договорах, и в остальных документах зарплату устанавливать не за месяц, а максимум за полмесяца.

С работником заключен трудовой договор о работе по совместительству.

Он увольняется с работы, которая является основной. И желает, чтобы работа, являющаяся для него совместительством, стала основной. Работодатель согласен. Можно ли в этом случае внести соответствующие изменения в трудовой договор путем подписания сторонами дополнительного соглашения, по которому работа будет с какого-то момента считаться основной, а не по совместительству? Или нужно работника – совместителя сначала уволить, а потом принять его на ту же должность по основной работе?  Работник трудится по основному месту работы у одного работодателя, по совместительству – у второго. С  основной работы увольняется. В силу ч.1 ст. 282 ТК РФ станет ли работа у второго работодателя  «автоматически» основной работой?

Ранее мы публиковали ответы Волгоградской Гострудинспекции по этим вопросам. Теперь узнали мнение Роструда. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) в письме №4365-6-1 от 26.10.2007г. дала для Вас следующие разъяснения. «Исходя из определения совместительства, данного в статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации, работа по совместительству -  это работа по другому трудовому договору в свободное от основной работы время. Для того, чтобы работа по совместительству стала для работника основной, необходимо, чтобы трудовой договор по основному месту работы был прекращен, с внесением соответствующей записи в трудовую книжку.

В этом случае работа по совместительству становится для работника основной,

но «автоматически» это не происходит. В трудовой договор, заключенный на работе по совместительству, необходимо внести изменения (например, о том, что работа является основной, а также в случае, если у работника изменяется режим работы и другие условия).

Кроме того, исключительно с согласия работника возможно расторжение трудового договора о работе по совместительству (например, по соглашению сторон, по собственному желанию), а затем заключение трудового договора с другими условиями. При этом в трудовую книжку работника производятся соответствующие записи».

«У нас на предприятии накопился целый ряд вопросов, касающихся выдачи расчетных листков. Обязательно ли он должен выдаваться всегда, даже, если работникам выплачивается только оклад? Где взять его бланки, есть ли утвержденная форма расчетного листка? В какой момент он должен выдаваться: до получения зарплаты или непосредственно при получении в кассе?»

Расчетный листок выдаваться должен всегда. Это строгое требование закона. Исключений из него нет.

Согласно ч.1 ст. 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Данная обязанность выполняется работодателем путем вручения работнику расчетного листка.

Согласно ч.2 ст. 136 Трудового кодекса РФ форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Момент выдачи расчетного листка оговорен ст. 136 Трудового кодекса РФ – «при выплате заработной платы».