Технологии возврата долгов

Технологии возврата долгов

Значительное преобладание товаров и услуг над покупательской способностью потребителей вызвало к жизни множество гибких схем оплаты: кредит, оплата по факту, рассрочка платежа и т.д. Однако недостаточная юридическая проработка условий сотрудничества предприятия-поставщика с заказчиком сделала возможными ситуации, когда товары отпущены, услуги оказаны, а оплата так и не произведена.

Кому должен, прощаю…

Отказать, когда просят деньги в долг, сложно. Особенно, если обещают выплачивать проценты. Или убедительно рисуют головокружительные финансовые перспективы от планируемых инвестиций. «Честное купеческое» - по-прежнему встречается, но не всегда выполняется. По разным причинам.

Нужно ли добиваться возврата долга – решать вам. Только хочется обратить внимание на один психологический момент. Ваши менеджеры по продажам ожидают, что от агрессивной внешней среды их должно защищать высшее руководство компании, в которой они работают. Особенно, если неоплаченная сделка была проведена в соответствии с вашим корпоративным стандартом. Как правило, они положительно реагируют на ваши действия по возврату долгов и активно вас поддерживают в процессе, предоставляя и добывая важную информацию о должнике.

Более чем в 60% случаев, проблемы с задолженностью решаются путем переговоров и принятия конструктивных взаимовыгодных условий возврата долга положительно. Но результат во многом зависит от того, насколько хорошо вы подготовились к этим переговорам.

Стратегия и тактика переговоров о возврате долгов

Подготовка
Перед тем, как начинать, убедитесь в платежеспособности вашего должника. От понимания с кем Вы работаете (недобросовестным участником рынка или компанией, у которой временные трудности) будет зависеть, что делать дальше.

Но даже если на текущий момент он неплатежеспособен, не факт, что «плакали ваши денежки». Выясните причины такого положения и просчитайте возможные способы его изменить.

Шаг первый. Определите цель
Как ни странно, она может быть разной в каждом конкретном случае.

Например, Ваш должник (юридическое лицо) ранее работал с вами продолжительное время. Все договоренности по оплате ваших товаров/услуг выполнял вовремя. И вдруг, не оплатил последнюю сделку полгода назад. Очевидно, что вы не только хотите и в этот раз получить свои деньги, но и восстановить взаимовыгодное сотрудничество.

Или, это был первый заказ нового контрагента, и была предоплата 60, 70 или даже 80% от суммы сделки и вам осталось вернуть совсем немного. Более того, на фоне этой ситуации вы внутренне приняли решение прекратить дальнейшее сотрудничество с этим контрагентом.

Или, это единственный пример недобросовестности вашего партнера по бизнесу. Вы уже сделали для себя правильные выводы. Провели мероприятия по предупреждению подобных инцидентов в будущем, и все стало хорошо. А сейчас так не хочется «о грустном», «о прошлом»… Значит, и не надо.

Шаг второй. Юридическая подготовка
Изучите юридическую и правовую базу, соответствующую вашей текущей ситуации. Не пожалейте личного времени на изучение законов и короткие консультации с профессиональным юристом, когда у вас появятся конкретные сомнения и вопросы.

Перед обращением к юристу соберите копии первичных документов по сделке: договор, счет, акт приемки-сдачи работ и/или накладную, подтверждающую отгрузку с подписью (печатью) заказчика, подтверждающей, что товары/услуги им получены, с датой получения.

Шаг третий. Досье

Продолжайте изучать своего должника. Собирайте информацию о нем, его партнерах, клиентах, деловых связях, дочерних предприятиях, учредителях. Возможно, в его окружении есть и другие «не солоно хлебавшие» кредиторы. О последних – особенно осторожно и конфиденциально. Не открывайте сразу, что тоже хотите вернуть с недобросовестного участника рынка свои деньги: этим вы обнаружите себя. Тогда появятся конкуренты там, где вы не ждали – в процессе возмещения долгов.

Выясните, насколько ваш должник ответственен за свои долги перед вами с учетом формы собственности его бизнеса (например, ООО, ЗАО, ОАО, ИЧП, ПБОЮЛ).

К слову сказать, этот правовой вопрос должен прорабатываться на предприятиях еще до вступления в стадию переговоров о продаже чего-либо. Выработанная корпоративная политика должна быть доведена до каждого менеджера, работающего с клиентами.

В зависимости от степени материальной ответственности юридических лиц (клиентов), имеющих разную форму собственности, до подписания договора о сотрудничестве сотрудникам коммерческого отдела определяются разные условия для проведения сделок.

Если своевременно проработать этот вопрос и подготовить варианты типовых договоров для разных категорий клиентов, риск столкнуться с проблемой по платежам будет почти нулевым.

Например, компании, на 100% отвечающие своими основными фондами (активами и пассивами) и даже личной собственностью владельцев за долги перед партнерами по бизнесу, могут оговорить в договоре право на оплату по факту получения товара/оказания услуг.

Но приглядеться к ним все равно надо. Здесь тоже могут быть подводные камни. Компании, не обремененные такой степенью ответственности действующим законодательством РФ, по условиям вашего договора могут получить товар/услугу только после стопроцентной предоплаты. В прочих случаях, 50/50, 60/40, 80/20, или любое другое условие, которое вас устраивает по соотношению риска прибыль/убыток.

Но ваша задача – прописать все эти варианты договоров и объяснить своим менеджерам, с кем и на каких условиях можно работать.

Смелее в бой!

А сейчас у вас есть должник. И ваша цель носит тройственный характер: вернуть деньги, минимизировать временные и финансовые расходы на «процесс возврата» и, возможно, сохранить перспективу дальнейших взаимовыгодных отношений с должником. Но без должной подготовительной работы ни одна из этих задач не будет достигнута, потому что реально оценить необходимые временные и финансовые затраты можно только после детального изучения ситуации. Ситуации разные – решения тоже.

Когда вы проведете всю подготовительную работу, как это описано выше, в ваших руках соберется много козырей для выбора стиля переговорного процесса и его длительности. В этот момент разумно оценить вероятность при необходимости передачи дела в суд, а также свою личную моральную, временную и финансовую готовность к подобному развитию событий. Одним словом, представьте себе худшее. Это позволит найти правильный путь и обойти преграды.

Стили и длительность переговоров могут быть разными. Иногда достаточно одного раунда, иногда двух или трех. Но, если ваша «разведка» донесла, что должник на грани банкротства, ищите другие пути возмещения своих средств. И дай вам бог, оказаться первым в очереди таких же кредиторов.

Альтернативные методы воздействия

Альтернативные методы воздействия на должника больше ситуативные, чем универсальные. Чаще всего они применяются, когда у кредитора не все в порядке с первичной документацией по сделке и суд и правовая система ему мало, чем может помочь. Перечислим типичные методы.

· Психологический. Менеджер компании-кредитора, ответственный за ведение сделки честно признается клиенту-должнику, что его компания вычитает задолженность по оплате неоплаченного заказа из зарплаты и процентов менеджера по другим сделкам.

Рассмотрим причины-следствия.

Если задолженность клиента была не злым умыслом, а всего лишь временной финансовой трудностью, он из человеческого сочувствия к вашему менеджеру все вам выплатит. А вот свое отношение к вам, как партнеру по бизнесу, может изменить раз и навсегда. Возможное следствие – потеря перспективного клиента.

· Здравый. Договоритесь о встрече, в ходе которой постарайтесь, проявив внимание и понимание к трудностям клиента-должника, досконально узнать истинную причину задолженности. Предложите свое содействие, если узнаете, что вашему клиенту тоже кто-то должен. Постарайтесь узнать, кто и сколько. Изучите его ситуацию так же глубоко, как свою. Предложите варианты реструктуризации долга перед вами (выплата частями, за такой-то период времени), обязательно скрепив эти договоренности соглашением, договором или приложением к предыдущему договору. Четко контролируйте сроки выполнения новых договоренностей по погашению долгов перед вами. И в тоже время помогите вашему должнику найти верный путь к возврату средств, которые должны ему.

Если по всему раскладу ваш должник оказался перед вами без «вины виноватый», описываемый подход может оказаться самым перспективным для вашего дальнейшего партнерства: вы помогаете ему вернуть долги, он выплачивает вам свои долги перед вами. В перспективе вы можете рассчитывать на его преданность, благодарность и уважение, как более сильному, мудрому старшему партнеру. Эти приобретения еще не раз сослужат вам добрую службу: мало того, что он вернул вам деньги, он еще остался в долгу моральном и эмоциональном. Что бы ни говорили скептики и циники, психология – наука серьезная. И все, что мы делаем, однажды возвращается к нам бумерангом.

· Официальный. Пишите предупредительное письмо (одно, два или три – зависит от ситуации) и, если должник продолжает вас игнорировать, смело подавайте иск в суд. Здесь понадобиться вся документация по сделке. Имейте в виду: если вас пугает судебное делопроизводство, вашего должника оно пугает еще больше. Как бы он не хорохорился и не говорил, что ему «все равно». Не все равно. Особенно, если его признал должником суд и обязал выплатить всю сумму долга, плюс проценты, плюс компенсация морального/материального ущерба, расходов на судебное делопроизводство, плюс компенсация вашей упущенной выгоды! Это уже серьезно. Кроме того, если он не расплатится с вами в назначенные судом сроки, эта информация может попасть в базу данных, которая, правда, в России только создается, но во всех развитых странах давно и масштабно используется. Результатом этого будет отказ всех банков и инвестиционных компаний в предоставлении кредита вашему горе-должнику – всю жизнь! А иногда и его родственникам, в том числе детям.

· Продавливание сверху. Возможно, что Ваш должник – не самостоятельная компания, а филиал или дилер крупной корпорации, которая вам интересна, и вы рассчитывали на то, что корректная работа с дилером ( или, скажем, региональным представительством) поможет выйти на головной офис. Вы совершили ошибку, но она исправима. Руководитель филиала, скорее всего, просто воспользовался «вашим интересом», манипулировал вами. Что вам мешает выйти на головной офис? У вас даже есть выбор вариантов, как это сделать лучше.

· Экономическая или политическая блокада. Если вы не поленились и хорошо изучили своего должника, бизнес-процессы, в которых он участвует, и его связи в бизнесе, вы легко решите вопрос возврата долгов – нужно только спокойно проанализировать информацию и правильно ею воспользоваться.

Превращение негатива в позитив. Если с течением времени у вас прибавляются все новые и новые должники, уделить внимание проблеме возвращения долгов особенно важно. Для начала выберите одного, самого перспективного в смысле развития ситуации по возврату долга. И действуйте по описанному выше плану. Стоит вам добиться возврата хотя бы одного долга, смело распускайте об этом слух! Главное, не открывайте, как именно Вы этого достигли. Как говорится, не палите схему – оставшиеся должники уже спать спокойно не будут.

Есть и другие стратегии и тактики возврата долгов. Успешный алгоритм возврата долга может быть составлен только с учетом всех факторов по сделке, в том числе, эмоциональных и психологических.

Правила профилактики проблем с задолженностью


· Никакую проблемную ситуацию нельзя бросать на «авось». Чем внимательнее она будет проработана, тем больше пользы и прибыли будет из нее извлечено.

· Нельзя давать деньги в долг и кредитовать товарами или услугами тех, кто сильнее – пусть они вас кредитуют.

· Давая денежный кредит, оформляйте документы в соответствии с законодательством.

· Даете деньги – берите залог. Стоимость залога должна превышать сумму кредита. Это и есть гарантия возврата.

· При заключении сделок уточняйте форму собственности бизнеса своих партнеров/клиентов, меру их материальной ответственности за невыплату долга. Корректируйте условия договора на выгодные и безопасные.

· Ведите досье на каждого из своих контрагентов. Собирайте и заносите в них всю информацию, которую сможете узнать: о прибыльности бизнеса, состоянии баланса, о текущих клиентах, о взятых и погашенных кредитах и так далее.

· У новых контрагентов запрашивайте копии учредительных документов: свидетельство о регистрации юридического лица, устав (или хотя бы копии его первой и последней страниц). Проверяйте эту информацию в надежных информационных базах.

Материал подготовлен на основе реальных ситуаций и фактов из личной бизнес-практики и практики клиентов. Названия предприятий и имена людей не разглашаются по взаимному соглашению сторон.

· складские запасы сокращаются на 10-35%, а иногда и больше, если тип производства – позаказное, и осуществляется по методу Just-in-Time;

· Количество своевременно выполненных заказов увеличивается на 10-20% и более (особенно в случаях, когда из-за отсутствия достоверной информации о ходе выполнения производственного заказа предприятие редко когда их выполняло своевременно);

· автоматизация закупок обеспечивает полноту и непротиворечивость информации и позволяет правильно планировать заказы сырья и материалов, что исключает избыточные или недостаточные закупки;

· производительность труда сотрудников растет на 10-30% (быстрее обрабатываются заказы на производство, заранее под заказ приобретается сырье; производственный план не имеет существенных отклонений от графика выполнения заказов, а то и плана продаж и пр.);

· увеличивается оборачиваемость товарно-материальных запасов до 65% и более;

· нормально ведется учет затрат, что позволяет сделать правильный расчет себестоимости выпускаемой продукции, обеспечивает снижение накладных расходов до 30%;

· для качественно работы с поставщиками ведется полная история взаимоотношений с ними, накапливается информация об их надежности, качестве поставляемого сырья, материалов, комплектующих, ценах на сырье и сократить сроки поставки.