Ответственность за налоговые преступления: новые долгожданные изменения

Вступившие в силу с 01.01.2010г. изменения касающиеся ответственности за совершение налоговых преступлений вызвали широкий общественный резонанс и большое количество вопросов в правоприменительной практике, в т.ч. вопросов о возможности возбуждения уголовного дела без проведения соответствующей проверки налоговым органом.

И вот, по истечении 2-х лет противоречивой правоприменительной практики, государство решило уточнить свою позицию по данному вопросу: соответствующий законопроект был внесен Президентом РФ Дмитрием Медведевым на рассмотрение Государственной думы.

Действительно, после внесения изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России в конце 2009г., касающихся ответственности за налоговые преступления, многие СМИ и специалисты в области налогового права заявляли о том, что возбуждение уголовного дела по статьям, предусматривающим ответственность за совершение налоговых преступлений, будет возможно только после проведения проверки налоговым органом и вынесения им решения о привлечении налогоплательщика к ответственности. Об этом же собственно говорилось и в тексте пояснительной записки к законопроекту, внесшему данные изменения.

Однако дальнейшая правоприменительная практика показала, что для таких утверждений нет абсолютно никаких правовых оснований: правоохранительные органы продолжили возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям, не дожидаясь появления решения о привлечении к ответственности. Мотивировали они свои действия тем, что изменений относительно поводов и оснований для возбуждения уголовных дел по налоговым составам в УПК РФ никто не вносил. Следовательно, в случае выявление любых обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления (а не только появление решения о привлечении налогоплательщика к ответственности) следователь не только вправе, но и обязан принять решение о возбуждении уголовного дела.

И вот, наконец, законодатель вроде бы решил исправить свою недоработку – на прошлой неделе соответствующий проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» был внесен Президентом РФ в Государственную думу. Как отмечается, на официальном сайте Президента РФ законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений по итогам встречи Президента с судьями областных, городских и районных судов 26 июля 2011 года.

Так, ст.140 УПК РФ предлагается изменить, указав в ней, что поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях (статьи 198–199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Иными словами, законодательно не допускается возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям до проведения проверки налоговым органом и вынесения решения о привлечении к ответственности.

К слову сказать, в большинстве регионов РФ де-факто привлечь виновных лиц к уголовной ответственности за совершение налогового преступления без наличия соответствующего решения налогового органа правоохранителям не удавалось и на протяжении 2010-2011г.г.. Причиной тому, позиция судов о том, что в отсутствие решения о привлечении налогоплательщика к ответственности обвиняемый лишен предоставленного ему с 01.01.2010г. права не быть привлеченным к уголовной ответственности, уплатив налоги, пени и штрафы в размере, установленном решением налогового органа о привлечении к ответственности. Таким образом, внесенные Президентом поправки, по сути, приводят действующее законодательство в соответствие со сложившейся судебной практикой.

Этим же законопроектом предлагается и внесение изменений в 241 УПК РФ. Изменения в этой части будут касаться не только налоговых составов, а всех преступлений в сфере экономической деятельности. Смысл поправок заключается в том, что при рассмотрении в судебном заседании уголовного дела о преступлениях в сфере экономической деятельности на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора. Мотивировочная часть решения суда с описанием фактических обстоятельств совершения преступления будет являться закрытой по аналогии с рассмотрением дел о шпионаже и государственной измене. С одной стороны это, бесспорно, призвано обеспечить защиту интересов граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, с другой может сделать судебную практику по таким делам абсолютно непрозрачной.

В общем и целом поправки, безусловно, можно оценить как положительные, а вероятность их принятия, учитывая появление поправок в преддверии предстоящих выборов в Государственную думу, - достаточно высоко. А вот то, насколько они будут рабочими, а не декларативными (как случалось уже не раз) покажет время.