Организация закупок

В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о государственных закупках) государственными (муниципальными) заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

В соответствии со ст. 6 БК РФ получатель бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Таким образом, поскольку автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств и, соответственно, не являются государственными или муниципальными заказчиками, они вправе не размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Закона о государственных закупках (Письмо Минэкономразвития РФ от 07.09.2011 № ОГ-Д28-1229).

В целях организации контроля за закупками, осуществляемыми автономными учреждениями, был разработан и принят Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), вступающий в силу 01.01.2012 и устанавливающий общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями. Таким образом, начиная с 1 января 2012 года автономные учреждения при закупке товаров, работ, услуг, за исключением случаев, указанных в ст. 8 Закона № 223-ФЗ, обязаны будут руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ.

Обратите внимание

Согласно положениям п. 4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ в случае если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ (в течение января, февраля и марта 2011 года) заказчик (автономное учреждение) (за исключением заказчиков, указанных в ч. 5 – 8 ст. 8 Закона № 223-ФЗ) не разместил на официальном сайте свое положение о закупках, при закупке он руководствуется положениями Закона о государственных закупках до дня размещения утвержденного положения о закупках.

В случае если автономное учреждение – заказчик создано после 1 января 2012 года, в течение трех месяцев с даты его регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц оно должно разработать и утвердить положение о закупках (п. 5 ст. 8 Закона № 223-ФЗ). В случае если в течение указанного срока таким заказчиком в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ не размещено положение о закупках, заказчик при закупке руководствуется положениями Закона о государственных закупках до дня размещения на официальном сайте положения о закупках.

Автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%, применяют положения Закона № 223-ФЗ с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.

Общие положения Закона № 223-ФЗ

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.

Также Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с: 

  • куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей;
  • приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;
  • осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом о государственных закупках;
  • закупкой в области военно-технического сотрудничества;
  • закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
  • осуществлением заказчиком выбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • осуществлением заказчиком выбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В соответствии с нормами п. 1 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также положением о закупках, принятым и разработанным в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ.

Положение о закупках применяется в целях обеспечения целевого и эффективного расходования денежных средств заказчиком (автономным учреждением), а также получения экономически обоснованных затрат и предотвращения возможных злоупотреблений со стороны закупающих товары, работы, услуги сотрудников. Данное положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика (автономного учреждения) и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках утверждается наблюдательным советом (п. 3 Закона № 223-ФЗ).

Разрабатывая положение о закупках, автономное учреждение может воспользоваться Законом о государственных закупках и прописать порядок закупок, который будет действовать в учреждении, максимально близкий к порядку размещения заказов, установленному Законом о государственных закупках, а может предусмотреть условия проведения торгов, отличные от тех, которые содержит Закон о государственных закупках, но не противоречащие Закону № 223-ФЗ и иным нормам законодательства.

Основные принципы закупки товаров, работ, услуг

При организации закупки товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами (п. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):

1) информационная открытость;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к ее участникам.

Информационное размещение закупки

Информация о закупке размещается на официальном сайте. В таблице приведем перечень документов, которые подлежат опубликованию на официальном сайте.

Наименование документа

Срок размещения на сайте

Положение о закупках

В течение 15 дней со дня утверждения

План закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год

Сроки размещения на официальном сайте, требования к форме, порядку формирования устанавливаются Правительством РФ

Извещение о закупке

Не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе

Изменения, вносимые в извещение о закупке

Не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений

Документация о закупке

Не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе

Изменения, вносимые в документацию о закупке, разъяснения документации

Не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений

Проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке

Не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе

Протоколы, составляемые в ходе закупки

Не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов

Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг

Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным

Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительством РФ

Иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом № 223-ФЗ и положением о закупках, за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 и16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ

 

В случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (п. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

В извещении о закупке должны содержаться следующие сведения (ст. 4 Закона № 223-ФЗ):

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Обратите внимание

В случае если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в торгах, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней (п. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Следует также учитывать, что Закон № 223-ФЗ не регламентирует срок, на который заключаются договоры поставки товаров, а лишь обязывает заказчиков размещать на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. При этом порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к его форме будут устанавливаться Правительством РФ дополнительно (Письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 № Д28-317).

Официальный сайт

Информацию о закупках Закон № 223-ФЗ предписывает размещать на официальном сайте. Плата за ознакомление с информацией о закупках, размещенной на официальном сайте, и за размещение информации на нем не взимается (п. 14 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Официальный сайт по техническим причинам, не зависящим от заказчика, может давать сбои. В случае возникновения при ведении официального сайта уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти технических или иных неполадок, блокирующих доступ к официальному сайту в течение более чем одного рабочего дня, информация, подлежащая размещению на официальном сайте, размещается заказчиком на своем сайте с последующим размещением ее на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок, блокирующих доступ к официальному сайту, и считается размещенной в установленном порядке (п. 13 Закона № 223-ФЗ).

Для организаций с долей государственного участия не менее 25% в силу ст. 16 Закона о государственных закупках, п. 1.2 Порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг,утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ № 647, Федерального казначейства № 22н от 14.12.2010, существует возможность размещения информации о заказах на официальном сайте для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, (Письмо Минэкономразвития РФ от 26.08.2011 № Д28-287). В соответствии с положениями п. 3 ст. 8 Закона № 223-ФЗ до 1 июля 2012 года, если иной срок не предусмотрен решением Правительства РФ, положение о закупках, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупках подлежащая размещению на официальном сайте, размещаются на сайте заказчика. После 1 июля 2012 года, если иной срок не предусмотрен решением Правительства РФ, они размещаются на официальном сайте.

Размещению на официальном сайте не подлежат сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что они содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительством РФ (п. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Заметим, что в соответствии с нормами п. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе определить:

1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте;

2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте.

Также заказчик может не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 000 руб.

Способы размещения заказа

Законом № 223-ФЗ предусмотрено три способа размещения заказа – конкурс, аукцион, электронные торги (в случае, предусмотренном Правительством РФ (п. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ)). В то же время п. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ за заказчиком (автономным учреждением) закреплено право предусматривать в положении о закупках иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупках порядок закупки указанными способами.

Например, Положением о закупках может быть предусмотрено заключение договора при возникновении определенных условий без проведения торгов. Такой способ размещения заказа предусмотрен Законом о государственных закупках. Условия, при которых используется этот способ, прописаны в ст. 55 данного закона.

Так, в положении о закупках может быть предусмотрено размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если:

– поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

– оказываются услуги водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);

– заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

– осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;

– представлена только одна заявка на участие в конкурсе, аукционе;

– только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или аукционе, признан участником конкурса или аукциона;

– театром, учреждением, осуществляющим концертную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, осуществляется размещение заказа на создание произведений литературы или искусствау конкретного физического лица или конкретных физических лиц – автора сценария, артиста-исполнителя, балетмейстера, ведущего теле- или радиопрограммы, дизайнера, дирижера, драматурга, дрессировщика, инженера цирковых номеров, композитора, концертмейстера, либреттиста, оператора кино-, видео-, звукозаписи, писателя, поэта, режиссера, репетитора, скульптора, хореографа, хормейстера, художника, художника-постановщика, художника по костюмам, художника-декоратора, художника-бутафора, художника-гримера либо на исполнения, а также на изготовление и поставки декораций, сценических мебели, костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений организациями, указанными в настоящем пункте;

– автономное учреждение, являющееся исполнителем по контракту на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, в ходе исполнения контракта привлекает для выполнения данных работ иных лиц;

– сумма договора не превышает установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (Указаниями ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ составляет 100 000 руб.). При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

К сведению

Выигравшим конкурс признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупках. Выигравшим аукцион признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора была снижена до нуля и аукцион проводился на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (п. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Участники закупок

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупках (п. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

 При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона № 223-ФЗ и (или) Законом о государственных закупках.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров. Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством РФ.

Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или нахождение таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Документация о конкурсе (об аукционе)

Согласно нормамп. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, предлагаемым ими товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора.

Документация о закупке должна содержать сведения, определенные положением о закупках, в том числе (п. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ):

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Также положением о закупках могут быть установлены:

1) требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара:

2) требование об обосновании заявки на участие в торгах, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком требования об обеспечении заявки на участие в торгах.

Обжалование действий заказчика

Пунктом 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ установлено правоучастника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Обжаловать действия заказчика участник может в антимонопольном органе (ФАС) при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в Интернете для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) положения о закупках, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, в соответствии с Законом № 223-ФЗ подлежащей размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупках и без применения положений Закона о государственных закупках.

Источник: Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»