Нюансы сотрудничества с коллекторскими агентствами

На сегодняшний день все больше управляющих организаций, отчаявшихся взыскать долги с жильцов, обращаются к коллекторским агентствам, которые специализируются на сборах задолженности.

Для взыскания долгов «профессионалам» необходимы не только сведения о суммах долга, но и личные данные жильцов, которые используются в процессе сбора неуплаченных сумм. При этом управляющие компании забывают об одном нюансе, о котором помнит прокуратура, добиваясь при этом в суде расторжения договора с коллекторским агентством. Что же нарушают управляющие компании при передаче долгов агентствам?

Какое отношение имеет Закон о персональных данных к управляющим компаниям?

Сфера применения Закона о персональных данных[1] (далее – Закон) достаточно широка: он охватывает отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами, юридическими лицами с использованием или без использования средств автоматизации. Цель такого регулирования – обеспечение защиты прав и свобод гражданина при обработке его персональных данных. Под такими данными понимается информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании этой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия, доходы и другие сведения. Можно заметить, перечень персональных данных открыт, что дает основание включить в него практически любую индивидуальную информацию (в том числе сведения о составе семьи, номерах лицевых счетов, которые управляющие организации передают коллекторским агентствам для взыскания задолженности).

Управляющие компании подпадают под категорию операторов, занимающихся обработкой персональных данных. Сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение и уничтожение персональных данных как раз и составляют основу обработки таких данных. Работа с персональными данными жильцов, в том числе их передача сторонним лицам при осуществлении расчетов за потребленные жилищно-коммунальные услуги, обязывает управляющие компании соблюдать требования Закона. В чем же они заключаются?

Как можно заполучить согласие жильцов на передачу их данных?

Главным условием обработки персональных данных является согласие лица, индивидуальная информация о котором попадает к управляющей компании. Письменное согласие клиента на обработку его данных должно содержать:

– его фамилию, имя, отчество, адрес, данные документа, удостоверяющего личность (номер, сведения о дате выдачи и выдавшем его органе);

– наименование и адрес компании, получающей согласие субъекта данных;

– цель обработки персональных данных с указанием их полного перечня;

– список действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых способов обработки данных;

– срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

Но, как и в любом правиле, в рассмотренной норме есть ряд исключений, делающих ее более гибкой при применении на практике. Одно из исключений гласит, что обработка персональных данных может производиться без согласия клиента, если это предусмотрено федеральным законом. В сфере оказания жилищно-коммунальных услуг такое исключение отсутствует. В Жилищном кодексе нет нормы, позволяющей управляющим компаниям получать и обрабатывать сведения о собственниках помещений и потребителях коммунальных услуг без их согласия. Между тем без таких сведений просто не обойтись при расчетах за потребленные услуги ЖКХ. Иными словами, можно утверждать, что управляющая компания работает с персональными сведениями жильцов в целях исполнения условий заключенного договора. Это имеет отношение уже к следующему исключению, когда на обработку персональных данных не требуется согласия жильцов.

Обработка персональных данных в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект таких данных, допускается без согласия этой стороны договора (пп. 2 п. 2 ст. 6 Закона). Формулировка достаточно обтекаемая, она позволяет управляющей компании в одностороннем порядке обрабатывать данные жильцов в целях исполнения заключенного с ними договора. Как догадался читатель, в этом случае речь идет только о договоре управления многоквартирным домом. В целях исполнения такого договора управляющая компания может без согласия жильцов использовать их персональные данные. Однако с коллекторским агентством управляющая компания работает совсем по другому соглашению, которое может быть заключено в форме:

– агентского договора на оказание услуг по сбору долгов, в котором вознаграждение установлено в процентах от собранной с жильцов суммы;

– договора цессии (уступки права требования задолженности).

В любом случае без передачи информации о должниках и суммах их задолженностей не обойтись. При этом по договору цессии в п. 2 ст. 385 ГК РФ прямо предусмотрено, что кредитор (управляющая компания), уступивший требование другому лицу (агентству), обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления этого требования. Кроме того, по договору цессии для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника (п. 2 ст. 382 ГК РФ). Можно ли на основании этих норм игнорировать положения Закона, касающиеся получения согласия должников на передачу их персональных данных новому кредитору?

По мнению автора, нет. Новому кредитору, получившему право требования долгов по договору цессии, могут быть предоставлены прежним кредитором индивидуальные данные о жильцах только с согласия последних. Во-первых, согласия должника не требуется только на переход прав требования, а не на передачу персональных данных. Во-вторых, такие данные охраняются Законом, их передача прямо не предусмотрена п. 2 ст. 385 ГК РФ. Исходя из требований гражданского законодательства новый кредитор может воспользоваться лишь информацией о суммах долга и общедоступными сведениями о жильцах-неплательщиках (не только ФИО, но и год, место рождения, адрес, профессия – п. 1 ст. 8 Закона), которые без разрешения этих жильцов может предоставить прежний кредитор (управляющая компания). В-третьих, не общедоступные персональные данные могут быть переданы в целях исполнения заключенного с жильцами договора, но ни один из вышепоименованных договоров не является обязательным приложением к договору управления многоквартирным домом, все обязательные условия которого содержатся в ст. 162 ЖК РФ. Поэтому передавать данные о жильцах в целях исполнения договоров, заключенных с агентством, к которому жильцы не имеют отношения, у управляющей компании нет достаточных оснований. Все сказанное касается не только договора цессии, но и других видов соглашений управляющей компании с коллекторскими агентствами. Как выйти из положения? Есть два варианта.

Первый – управляющая компания на этапе заключения договора управления включает в него условие о том, что жильцы не против, чтобы их данные передавались третьим лицам для осуществления расчетов за оказанные жилищно-коммунальные услуги. Ведь положения ст. 162 ЖК РФ не запрещают включать в договор управления дополнительные условия, главное, чтобы они не противоречили законодательству и потребитель услуг был с ними согласен. О том, что должно включать такое соглашение, мы указывали выше (п. 4 ст. 9 Закона). Вместе с тем не исключено, что жильцы откажутся подписать договор, дающий управляющей организации право передавать их личные сведения третьим лицам. Тогда подойдет второй вариант, когда управляющая компания передает коллекторскому агентству основные сведения о сумме задолженности и общедоступные данные, на передачу которых не требуется согласия жильцов. Все иные сведения о должниках – это уже головная боль коллекторского агентства, которое как «профессионал» должно само позаботиться о том, как заполучить не общедоступные персональные данные о должниках, на передачу которых они не дали своего согласия управляющей компании.

И еще, управляющая компания, которая занимается обработкой данных, обязана уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку этих данных (п. 1 ст. 22 Закона). Таким органом является Россвязькомнадзор, которым разработана форма соответствующего уведомления и даны рекомендации по ее заполнению (приложения 1 и 2 к Приказу от 17.07.2008 № 08). Если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются управляющей компанией исключительно в целях исполнения договора, то уведомлять уполномоченный орган не нужно (пп. 2 п. 2 ст. 22 Закона).

В заключение о штрафных санкциях

Согласно ст. 24 Закона на лиц, виновных в нарушении его требований, возлагается гражданская, уголовная, административная, дисциплинарная и иная предусмотренная законодательством РФ ответственность. При этом способ реагирования на выявленное правонарушение определяет соответствующий контролирующий орган самостоятельно в пределах имеющихся у него полномочий. За нарушение установленного порядка сбора, хранения и использования персональных данных граждан ст. 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Штраф для должностных лиц составляет от 500 до 1 000 руб., для юридических – от 5 000 до 10 000 руб. Кроме этого, по решению суда может быть расторгнут договор, которым предусмотрена незаконная передача персональных данных, с чего мы и начали нашу статью.

[1] Федеральный закон от 27.06.2006 № 152‑ФЗ.