Еще один повод задуматься о дроблении производственной компании. Ставка снижается, но не для всех.

Итак, с  01 января 2013 года:

1. увеличится список видов деятельности, подлежащих обложению по ставке 5% с 24-х до 52-х с включением в него следующих классов в соответствии с классификатором видов экономической деятельности:

- рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях;

- добыча каменного угля, бурого угля и торфа, металлических руд и прочих полезных ископаемых;

- производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;

- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации;

- химическое производство;

- производство резиновых и пластмассовых изделий;

- металлургическое производство;

- производство готовых металлических изделий;

- производство офисного оборудования и вычислительной техники;

- производство электрических машин и электрооборудования;

- производство аппаратуры для радио, телевидения и связи;

- производство автомобилей, прицепов и полуприцепов;

- производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств;

- розничная торговля автотранспортными средствами;

- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

- торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;

- торговля мотоциклами их деталями и принадлежностями; техническое обслуживание и ремонт мотоциклов;

- розничная торговля моторным топливом;

- розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;

- деятельность гостиниц и ресторанов;

- деятельность сухопутного транспорта;

- деятельность воздушного транспорта;

- вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;

- аренда машин и оборудования без оператора, прокат бытовых изделий и предметов личного пользования;

- деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта;

- предоставление персональных услуг;

- предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства.

2. для «иных видов деятельности» ставка снизится с 10% до 7%.

Для компаний, попавших в обновленный список и применявших ранее УСН фактически понижение ставки произойдет на 5%, для остальных упрощенцев также снизится налоговая нагрузка, но уже на 3%.

Стоит отметить, что льготный режим налогообложения для производств установлен не только в Свердловской области. Так, например, в г. Москва и Челябинской области ставка по УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», составляет 10% для всех обрабатывающих производств, в Московской области по такой же ставке облагается производство мебели, медицинских изделий, механического оборудования и пр.

Помимо возможности применения льготных ставок по УСН, для некоторых видов производств установлены пониженные ставки по страховым взносам. Среди них производство пищевых продуктов, мебели, машин и оборудования, транспортных средств, металлических изделий, швейное производство и пр. В 2012-2013 годах для предприятий, применяющих УСН, перечисленных в Законе № 212-ФЗ2 она составит 20%, причем уплатить нужно будет только в ПФР.

Для тех, кто ранее указанными льготами не пользовался, есть достаточный запас времени, для того, чтобы подать соответствующее уведомление (при соблюдении критериев для УСН), либо провести необходимые процедуры (реорганизации, регистрации, и прочие связанные со структурированием бизнеса процессы), обособив юридически отдельные направления деятельности. 

Безусловно, при принятии решения о дроблении бизнеса в целях выделения отдельных сегментов, таких как производство, торговля, транспорт, нельзя отдавать приоритет возможности экономии на налогах. Прежде всего, необходимо учитывать специфику уже имеющихся и отлаженных бизнес-процессов по закупу, переработке, сбыту продукции и все опосредующие его ньюансы. В частности, ни для кого не секрет, что менталитет производственных работников и менеджеров в торговле крайне различается. Несмотря на то, что все они являются частью единого процесса и работают на одном предприятии, подчас их цели, задачи и приоритеты не то, чтобы не совпадают, а противоречат друг другу. Юридическая трансформация бизнеса в этом случае может стать весомым подкреплением для проводимой руководством компании работы по распределению зон ответственности между подразделениями и их сотрудниками, а также принятию ими самостоятельных, взвешенных решений.

Еще одной предпосылкой выделения производственной деятельности является факт постоянного наличия у любого субъекта малого и среднего бизнеса «вражеских» элементов. В их число входит и конкуренты, и недобросовестные контрагенты (поставщики, подрядчики, покупатели и пр.), и контролирующие органы. Отсутствие проблем, связанных с неплатежами, судебными процессами, арестом счетов или, что еще хуже, банкротством компании в настоящий момент не является гарантией того, что они не возникнут в будущем. Любой процесс, как известно, лучше и проще предупредить, чем предотвратить. Риск блокирования производственной деятельности всегда присутствует у компании, действующей на российском конкурентном рынке. Оградив производство документально и фактически от общения с поставщиками и покупателями, мы получим возможность  сохранить непрерывность производственного процесса даже при предъявлении каких-либо претензий торговой компании.

______________________________

  1. Закон Свердловской области от 08.06.2012 г. № 52-ОЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов» 
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ред. от 03.12.2011).