Возможности, предоставленные законом о защите прав потребителей покупателю некачественного автомобиля

Покупателю, намеревающемуся предъявить свои требования к автосалону (другому продавцу автомобиля), необходимо осознать возможности, предоставленные ему законом о защите прав потребителей (Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее по тексту – Закон). Мы поможем в них разобраться.

Если вам продали машину с поломкой или другой неисправностью (некачественный автомобиль)

Рассматриваемые нами легковые автомобили относятся к технически сложным товарам. Это создает для их владельцев некоторые сложности (ограничения в возможностях возврата такого товара продавцу) по сравнению с покупателями имущества, которое к технически сложным товарам не относится. Однако все же Закон оставляет возможность выбора требований и для автомобилистов. Итак, Закон устанавливает следующие возможности.

Во-первых, при обнаружении недостатка в машине, ее владелец может потребовать у продавца (согласно пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей):

1)      уменьшить стоимость автомобиля соразмерно обнаружившейся поломке (недостатку). В этом случае автомобиль остается у покупателя, а продавец возвращает часть суммы, которая была за нее уплачена;

2)      устранить недостаток товара незамедлительно и безвозмездно;

3)      возместить расходы, которые владелец понес в связи с устранением недостатков собственными усилиями (или третьим лицом по его поручению).

Стоит отметить, что эти три варианта доступны владельцу машины, равно как и покупателям товаров, которые к технически сложным не относятся.

Однако на самые интересные для покупателя варианты взаимодействия с продавцом автомобилист может рассчитывать только в течение 15 дней со дня передачи ему автомобиля. Из этого правила есть исключения, но мы назовем их ниже.

Соответственно, во-вторых,  при обнаружении недостатка, если автомобилист укладывается в срок, равный 15 дням со дня передачи ему автомобиля, он может потребовать у продавца:

4)      возврата всей стоимости автомобиля, которую он уплатил за нее (согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей). Автомобиль при этом должен быть возвращен продавцу;

5)      такой же автомобиль, только без недостатков (согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей). Автомобиль при этом также подлежит возврату дилеру;

6)      автомобиль другой марки (согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей). При этом, кроме возврата проблемного авто, необходимо решить судьбу разницы в цене, если таковая имеется, - доплатить дилеру или получить ее от него.

Исключения, позволяющие вернуть автомобиль с неисправностью или заменить его на новый за пределами 15 дней его использования, добавляют в арсенал владельца машины с поломкой дополнительное время. Поэтому их следует учитывать наравне с общими возможностями.

Мы перечислили возможности, предоставленные Законом владельцу дефектного автомобиля. Автомобилисту, готовящемуся привезти свою машину с поломкой обратно в автосалон, необходимо осознать их, и, исходя из них, выбрать приемлемый вариант требований к автосалону. Подготовка, основанная на этих нехитрых знаниях Закона, во-первых, успокоит волнение покупателя машины с поломкой, структурировав его представления о дальнейшем взаимодействии с продавцом, и, во-вторых, не позволит ввести автомобилиста в заблуждение, обеспечив продуктивный диалог с представителями автосалона.